Сакрализация власти

Государственным языком стал греческий, на котором велись суд и делопроизводство, творили ученые и поэты. Частная собственность не ограничивалась. Была введена единая денежная единица. Александр для развития экономики империи приказал перечеканить в монеты огромное количество золота и серебра из хранилищ персидских царей. Он также очень заботился о безопасности торговых путей, покровительствуя купцам. Сохранялась и свобода распоряжаться продуктами своего труда, чего не было в «восточных деспотиях» древности.

По всей империи основывались города греческого типа (только Александрии было основано не менее восьми). Население в них было этнически гетерогенным (неоднородным), но там всегда поселяли греков и македонян, что делало эти города опорными пунктами военного и административного контроля над покоренными регионами, а также способствовало энергичному распространению греческой культуры и языка. Эта традиция была продолжена в основном Селевкидами на азиатских территориях. Некоторые регионы обладали очень широкой внутренней автономией и проводили достаточно самостоятельную внутреннюю политику (суд, финансы). В целом со временем развивается стремление к освобождению от македонской опеки и переходу к олигархии.

Но Александр был императором (дошло даже до его обожествления в Египте; известно его требование, чтобы и в Греции ему воздавали божественные почести), поэтому произошло неизбежное сокращение политических свобод. Сакрализация власти не может быть совместима с демократическими институтами управления государством. Таким образом, в эпоху эллинизма случился поворот от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. И как бы в противовес этому император пытался всех своих разноплеменных подданных сделать единым народом и по возможности уравнять в правах. Поощрялись смешанные браки между воинами Александра и местными девушками. Сам император женился на персидской аристократке по имени Роксана. Активно привлекалась к управлению местная аристократия.

13.12.2017