Научные знания в Греции

Пифагор стоит у истоков греческой философии, хотя это и не означает, что у него не было предшественников. В учении Пифагора проявилась связь культур Египта и Греции (философ около 30 лет прожил в Египте). Он может считаться одним из основоположников не только философии, но и математики и астрономии. Он назвал Вселенную космосом, а строение мира подчинил законам «гармонии и числа».

В целом в Древней Греции научные знания получили самое широкое развитие. Здесь стали возникать собственно философские школы - Гераклит был одним из родоначальников диалектики. Именно ему принадлежат слова: «Panta геі» («Все течет»), характеризующие развитие и изменчивость мира. К числу материалистов можно отнести натурфилософов Демокрита и Эпикура, считавших, что мир познаваем. Нельзя обойти вниманием таких величайших представителей идеалистического направления, как Сократ и Платон. Сократ полагал, что физическая природа вещей и строение мира не могут быть познаны человеком. Главное, на что должен быть направлен научный поиск, - это изучение собственно человека. Ему принадлежит изречение: «Познай самого себя!» Платон первоосновой мира признавал некий «мир идей», бледной копией которого - «миром теней» является реальный мир. Он был основателем объективного идеализма. Велика была роль философов-софистов: они преподавали эристику и риторику, столь необходимые грекам при отсутствии адвокатов. Протагор, например, сумел на спор благодаря хитроумному риторическому построению заставить уплатить себе долги. Для софистов не было авторитетов, они подрывали традиционное мышление, заставляя греков ко всему относиться критически, что было крупным шагом вперед в развитии ментальное.

Наличие полисной демократии привело к формированию совершенно особого типа личности. Поэтому и возникла возможность для развития философии, а не только теологии. Этому же способствовало практическое отсутствие чиновничье-бюрократической элиты и жречества, являющихся тормозом для развития демократических традиций. В Древней Греции не существовало сакрализации политической и культурной жизни. Культура Эллады столь гармонична потому, что в ней наука, этика и искусство образовывали нерасторжимое единство.

27.04.2017