Храмовый ансамбль Эрехтейон

Направо от входа расположен храм богини победы Ники, который возводил архитектор Калликрат. Храм ионического ордера поражает своей легкостью и воздушностью, четко вырисовываясь беломраморными колоннами на фоне ярко-синего афинского неба. Внутри храма находилась небольшая, сделанная из оливкового дерева, позолоченная статуя богини Ники. Обычно Ника изображалась в виде крылатой женщины - ее крылья символизировали непостоянство победы, перелетающей от одного к другому. Но чтобы Ника не покинула Афины, город, возглавивший победоносную борьбу всех греков с персами, афиняне упросили скульптора сделать ее бескрылой (ап-тсрос).

Первоначально за Пропилеями стояла 9-метровая статуя Афины-воительницы, чей ослепительно сверкающий на солнце позолоченный наконечник копья служил маяком и привлекал путников издалека, еще на дальних подступах к городу. На ее пьедестале была надпись: «Афиняне посвятили в честь победы над персами». Эта статуя была отлита из оружия побежденных персов скульптором Фидием.

Храмовый ансамбль Эрехтейон связывал в единую компози- • цию несколько культовых построек. Его северный портик был посвящен Афине. Здесь некогда находилась деревянная фигура богини, якобы упавшая с неба. Афина была покровительницей города. По преданию, прикосновение к ее изображению давало силу и делало неуязвимым. Из святилища дверь открывалась в крошечный дворик, где росло единственное дерево. Это была священная олива, выросшая, по преданию, на том месте, которого Афина коснулась своим мечом. На восточной стороне располагались святилища Посейдона и святилище Эрехтония. В центральной части храма (а он невелик - 24 х 13 м) был похоронен первый легендарный царь - Кекроп. На южной стороне Эрехтейо-на находился портик кариатид. Шесть высеченных из мрамора девичьих фигур поддерживают перекрытие. Предположительно портик служил своеобразной трибуной для почетных граждан, возможно, здесь собирались жрецы для религиозных церемоний. Портик в переводе означает «преддверие», но здесь не было никаких дверей и нельзя было попасть внутрь храма. Кариатиды настолько прекрасны, что даже турки-мусульмане, которым Коран запрещал изображать человеческие фигуры, не стали разрушать этот памятник искусства. Они «ограничились» тем, что стесали у них лица.

22.08.2017