Шедевры древнегреческого зодчества

Древняя Греция стала родоначальницей не только европейского театра, но и прекрасных образцов архитектуры. Наиболее ярко таланты эллинских зодчих проявились в возведении храмов. Природный ландшафт и окружающий пейзаж всегда органично взаимодействовали с образом храма. Постепенно сложилась строгая система соотношений между частями здания - ордер. Первоначально возникли два ордера: дорический и ионический. Дорический воплощал идею мужественности, поэтому колонны впоследствии здесь стали заменяться мужскими фигурами (атлантами), а в ионическом, который визуально был более стройным и легким, - женскими фигурами (кариатидами). Кроме того, сами колонны дорического ордера, более массивные, завершались сверху каменной подушкой - эхином, без всяких украшений. В ионическом же ордере колонны были выше и тоньше, прорезались каннелюрами (продольными желобками) и завершались двумя изящными завитками - волютами. Храмы дорического ордера были часто украшены сложными скульптурными композициями. Корифский ордер, подобно ионическому, было принято интерпретировать как образ прекрасной девушки: он самый легкий и стройный, имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, которые разделены дорожками, и пышной капителью, состоящий из рядов листьев (иногда ее сравнивают с вазой с цветами). В многоэтажных постройках этот ордер занимал преимущественно верхнюю позицию.

К шедеврам древнегреческого зодчества относится ансамбль афинского Акрополя, который начал застраиваться еще во II тыс. до н.э., однако во время греко-персидских войн (500 - 449 гг. до н.э.) был разрушен. По приказу Псрикла Акрополь было решено не только восстановить, но превратить городскую крепость в памятник славы и величия Афин, которые так же перестраивались. От подножия холма ведет широкая зигзагообразная дорога к единственному входу в Акрополь через Пропилеи - монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей, которые были созданы архитектором Мнесиклом.

29.06.2017