Источники изучения греческой мифологии

Источники изучения греческой мифологии необыкновенно богаты и разнообразны. Древнейшими литературными памятниками, вобравшими в себя множество мифов, были эпические поэмы «Илиада» (IX-VIII вв. до н.э.) и «Одиссея» (VIII-VII вв. до н.э.), авторство которых приписывается легендарному странствующему певцу Гомеру. В центре «Илиады» - события последнего года Троянской войны (ок. 1200 г. до н.э.). Ограничивая действие во времени, «Илиада» вместе с тем повествует о происхождении многих участников войны, об их подвигах у себя на родине. «Одиссея» рассказывает о многолетних странствиях и приключениях одного из главных участников Троянской войны, царя Одиссея, на пути в родную Итаку.

Поэма Гесиода (ок. 700 г. до н.э.) «Теогония» отражает более развитую форму мифологического сознания, чем поэмы Гомера, в ней использованы восточная мифология и космогония. Другая его поэма «Труды и дни» развивает концепцию деградации человеческих поколений. Таким образом, «темные века», будучи откатом назад в области экономики, политики, художественной культуры (так, живопись в тот период представлена в основном геометрическими орнаментами на керамике), в то же время значительно продвинули греческую культуру. На этом этапе возник алфавит, были сформированы религия и мифология.

Гекатея Милетского, жившего в VI в. до н.э., можно назвать историком, ибо он пытался выявить истину в мифологических сюжетах. Например, он полагал невозможным спуск Геракла в подземный мир и извлечение оттуда чудовищного трехголового пса Цербера. Гекатей представляет чудовище огромной змеей, обитавшей у входа в подземный мир, справиться с которой под силу человеку. Самого же Геракла Гекатей называл «народом Эврис-фея», подразумевая, что подвиги целого народа были олицетворены в одном герое.

22.08.2017